Ретроспектива Луизы Буржуа в «Гараже»

25 сентября Музей современного искусства «Гараж» откроет первую крупную выставку нового сезона. Рассказываем о том, почему этой осенью без нее не обойтись.
Ретроспектива Луизы Буржуа в «Гараже»

Выставок, подобных той, что начнется в «Гараже» через два месяца, в Москве ждут годами. Так, например, поклонники Билла Виолы, не насытившиеся работой «Три женщины» на Lexus Hybrid Art, а лишь распалившие свой интерес к его видеоискусству, уже сейчас предвкушают его ретроспективу в ГМИИ имени Пушкина, намеченную на 2017 год. С теми, кто без ума от Луизы Буржуа, «Гараж» поступил несколько гуманнее: о том, что именно она станет осенним хедлайнером его программы, было объявлено около трех месяцев назад. Объем ретроспективы этой американской художницы французского происхождения, никогда прежде не выставлявшейся в России, не разочарует и тех, кто хорошо знаком с ее творчеством, и тех, кто ничего о ней не знал. Музей гарантирует близкое знакомство с Луизой Буржуа – блистательной женщиной в искусстве XX века, которая отразила в своей работе кубизм, футуризм, концептуализм, а также другие течения, возникавшие в искусстве до конца нулевых. В 2010 году вместе с Буржуа ушла целая эпоха, а сама она, прожив 98 лет, оставила после себя массу живописных, графических и скульптурных произведений. Более 80 из них теперь смогут увидеть посетители «Гаража».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Луиза Буржуа внутри инсталляции «Логово на шарнирах» (коллекция Музея современного искусства, Нью-Йорк), 1986

Первая всесторонняя ретроспектива Луизы Буржуа в Москве продемонстрирует ее страсть к созданию замкнутых, изолированных пространств – метафор внутреннего мира. К ним художница прибегала на протяжении всей своей жизни: и при создании ранних скульптур, картин и рисунков, и в поздние периоды творчества. Новаторство, которым всегда отличалась Буржуа, проявлялось даже когда ей было 80. В 1990-х она стала расширять границы скульптуры, создавая эмоционально заряженные «Клетки». Они объединяли в себе множество разных значений – от биологической клетки живого организма до тюремной камеры или монашеской кельи – и всегда отсылали зрителя к театру, психоанализу, феминизму, а также к глубоко личным переживаниям художницы. За последние двадцать лет жизни Буржуа создала более шестидесяти подобных работ, представляющих собой суггестивные архитектурные пространства, в которые вплетаются и вещи из частного мира художницы – одежда, ткань, предметы мебели и скульптуры, – и объекты, обнаруженные в ее мастерской.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Паук», 1997. Коллекция The Easton Foundation

Первое, что предстанет глазам зрителей в стенах музея, – это масштабная скульптура «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» (2007), которая в рамках программы Garage Atrium Commissions займет почетное место в атриуме. Она появится на месте крупной работы Эрика Булатова, все лето встречавшейся гостям «Гаража», и будет впервые в мире показана широкой публике. На площади Искусств, прямо перед входом в музей, установят 9-метровую скульптуру «Maman» – первую экспозицию этого бронзового паука в Москве поддержал ювелирный Дом Carrera y Carrera. Изучить эти и другие произведения, вошедшие в выставку «Луиза Буржуа. Структуры бытия: клетки», можно с 25 сентября до 7 февраля 2016 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Клетка (Шуази)», 1990–1993. Коллекция фонда Glenstone
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Внутри и снаружи», 1995. Коллекция The Easton Foundation
«Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?», 2007