Выставка фотографий Джулии Маргарет Кэмерон в МАММ

В экспозицию, приуроченную к 200-летию классика британской и мировой фотографии, вошли 110 снимков из собрания лондонского Музея Виктории и Альберта.
Выставка фотографий Джулии Маргарет Кэмерон в МАММ

Уникальность выставки в том, что эти фотографии, переданные в Музей Южного Кенсингтона (ныне – Музей Виктории и Альберта) еще самой Джулией Маргарет Кэмерон (1815-1879), впервые показывают вместе в таком объеме. Трудно себе представить более обширную галерею образов высшего общества и богемы викторианской Англии. Женщины и дети, поодиночке и группами, знаменитые деятели искусства и науки, такие как поэты Альфред Теннисон и Роберт Браунинг, ученый-натуралист Чарлз Дарвин, художники-прерафаэлиты Джордж Фредерик Уоттс и Уильям Майкл Россети, а также Алиса Лидделл, ставшая прототипом героини «Алисы в Стране чудес», – их портреты работы Джулии Маргарет Кэмерон смотрятся не столько документальными свидетельствами, сколько воплощением художественного стиля эпохи. Рядом с ними мифологические образы прерафаэлитов не кажутся такой уж выдумкой: камера, которую 48-летняя Кэмерон получила в подарок от дочери, превращала современников в таинственных героев, а современниц – в настоящих фей, античных богинь, мадонн. На упреки в том, что многие ее снимки «не в фокусе», слишком резкие или размытые, она отвечала: «Приближаясь к чему-то, на мой взгляд, прекрасному, я останавливалась, вместо того чтобы крутить линзы для достижения более четкого фокуса». Работы Кэмерон достигали поразительного сходства с живописью прерафаэлитов не только благодаря техническим приемам: она наряжала своих героинь в исторические костюмы, создавала им причудливые укладки (или, наоборот, распускала волосы, уподобляя благочинных викторианских девушек картинным русалкам), фотографировала в обрамлении живых цветов и пышных драпировок. Неудивительно, что Альфред Теннисон обратился к ней за иллюстрациями к циклу поэм «Идиллии короля» (1859), посвященному легендам о короле Артуре. Однако в полной мере ее наследие оценили лишь в ХХ веке, когда индивидуальность авторского взгляда стала важнее того, на что он направлен. Образцом для подражания снимки англичанки стали и для модных фотографов: у кого, как не у Джулии Маргарет Кэмерон, им учиться превращать моделей в сказочных героинь.

Выставка фотографий Джулии Маргарет Кэмерон в Мультимедиа Арт Музее продлится до 1 февраля 2015 года.