5 малоизвестных фактов о Габриэль Шанель

В день рождения одного из самых выдающихся дизайнеров XX века вспоминаем любопытные моменты в ее биографии.
5 малоизвестных фактов о Габриэль Шанель

Ничему из того, что рассказывала Шанель о себе, не стоит верить на слово

При всем уважении, Шанель была той еще выдумщицей: делясь своей биографией, она то и дело меняла факты, подтасовывала даты и путалась в показаниях. Например, одним говорила, что после смерти матери ее отец окружал их сестрой любовью и частенько навещал в приюте в Обазине, другим – что они были оставлены на попечение монашек, когда отцу было 20 лет (на самом деле ему было 40 и да, его участие в жизни девочек действительно было минимальным). Кроме того, в жизни дизайнера фигурировал некий таинственный мальчик Андре – не то племянник, не то сын. Что и говорить, если даже настоящий возраст Шанель долгое время оставался загадкой: она попросту изменила дату своего рождения в паспорте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Своему появлению фирменный стиль Chanel обязан не только самой Шанель

Одной из главных заслуг дизайнера считается создание образа, который положил началу феминистически-ориентированной моде – простые лаконичные силуэты, не призывающие к канонической женственности, приглушенные тона, одежда, в которой удобно вести активную жизнь. Человеком, который вдохновил Габриэль Шанель на такой «мальчиковый» стиль (который сама она называла «garconne look»), был английский игрок в поло Артур «Бой» Кэйпел – самая большая любовь в ее жизни. В большой степени именно под его влиянием сформировался фирменный образ самой Шанель, а затем – и ее коллекции.

Несколько лет Шанель работала в Голливуде

В 1931 году дизайнер по приглашению Сэмюэла Голдвина прибыла в Голливуд, чтобы одевать экранных див вроде Глории Суонсон и Барбары Викс. Предыстория такова: к 1930-м годам студия Голдвина начала терпеть убытки из-за того, что мода в то время менялась слишком быстро – линия талии и подол постоянно «гуляли» то вверх, то вниз, так что к моменту выхода фильма в прокат костюмы в нем выглядели старомодными. Поэтому Голдвин решил пригласить парижского кутюрье, который бы не следовал трендам, а предвосхищал их. К приезду Шанель на студии построили отдельное помещение с приспособлениями для окрашивания тканей, раскройными столами и швейными машинками, а также отдали в распоряжении 100 пар рабочих рук. С Голливудом в итоге не заладилось: Шанель довольно скоро рассталась с Голдвином. Зато 30 лет спустя очень успешно показала себя в качестве художника по костюмам картины «В прошлом году в Мариенбаде».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Своим возвращением в моду она обязана американцам

По сути, Габриэль Шанель – единственный дизайнер, которому после продолжительного перерыва удалось вернуться в обойму и продолжить карьеру (кстати, свой знаменитый твидовый жакет она придумала как раз в 1954 году). Правда, возвращение не далось ей легко: французская публика холодно приняла коллекцию, решив, что дизайнер не показала ничего нового. Получить назад признание ей помогла Америка: в 1957 году Шанель посетила Даллас, чтобы получить награду за заслуги перед модой из рук Стэнли Маркуса, основателя Neiman Marcus. Местная публика благосклонно отнеслась к кутюрье и осталась в восторге от ее коллекции 1954 года: универсальные жакеты и юбки чуть ниже колена из твида как нельзя лучше отвечала требованиям американских женщин к повседневной одежде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шанель одевала Майю Плисецкую

Связь дизайнера с Россией не ограничивалась одной лишь интрижкой с Игорем Стравинским. В один из визитов Майи Михайловны в Париж известный танцор балета Серж Лифарь захотел познакомить ее со своей давней подругой. То был подарок Лифаря женщине, которой он восхищался. Дело было в 1960-х годах, Шанель было уже за 80, но она лично встречала их в своем бутике на улице Камбон. Дизайнер устроила частную презентацию своей новой коллекции всего для двух зрителей, а затем щедро предложила Майе Михайловне выбрать все, что понравилось. После смущенного молчания балерины, Шанель сама выбрала для нее подарок – белый жакет, который хранился в гардеробе Плисецкой до конца ее дней.